Мебель

Мебель, домашнее оборудование, обычно изготовленное из дерева, металла, пластмассы, мрамора, стекла, ткани или сопутствующих материалов и имеющее множество различных назначений. Мебель может быть самой разной - от простого соснового сундука или деревенского стула со спинкой до самого изысканного шкафа с маркетри или позолоченного консольного столика. На протяжении истории функциональные и декоративные аспекты мебели в большей или меньшей степени подчеркивались в зависимости от экономики и моды. Стулья всегда предназначены для сидения, но некоторые из них более удобны или богато украшены, чем другие. Аксессуарная мебель - это более мелкие вспомогательные предметы, такие как часы, зеркала, гобелены, камины, обшивка и другие предметы, дополняющие схему интерьера.

Слово мебель происходит от французского fourniture, что означает оборудование. Однако в большинстве других европейских языков соответствующее слово (немецкий Möbel, французский meuble, испанский mueble, итальянский mobile) происходит от латинского прилагательного mobilis, означающего подвижный. Континентальные термины лучше описывают внутренний характер мебели, чем английское слово. Чтобы быть мебелью, она должна быть подвижной. Однако, поскольку мебель предполагает некоторую степень постоянства жилища, понятно, что ни у меланезийцев, ни у инуитов в Гренландии, ни у монгольских кочевников в Азии не было создано независимых типов мебели.

В целом, мебель, произведенная за последние 5 000 лет, не претерпела инновационного развития в каком-либо функциональном смысле. Египетский складной табурет, датируемый примерно 1500 г. до н.э., отвечает тем же функциональным требованиям и обладает теми же основными характеристиками, что и современный. Только с середины XX века, с появлением совершенно новых синтетических материалов, таких как пластик, и совершенно новых технологий изготовления, таких как литье, появились признаки радикального пересмотра концепции мебели.

Общие сведения о мебели

Материалы

Дерево

Дерево - это материал, который чаще всего используется для изготовления мебели. Хотя существует более сотни различных пород, которые могут быть использованы для изготовления мебели, некоторые породы дерева обладают природными свойствами, которые делают их лучше других.

Будучи относительно дешевым материалом, дерево поддается различным видам обработки; например, его можно окрашивать, красить, золотить и склеивать. Ему можно придать форму с помощью ручных или электрических режущих и сверлильных инструментов. Нагретый, он может быть согнут до определенной степени в заданную форму и после этого сохранять ее. Зерно древесины создает структуру с различным характером, что само по себе обеспечивает естественную декоративную поверхность, на которой можно формировать узоры с помощью заранее рассчитанных сопоставлений. Цвета варьируются от белого, желтого, зеленого, красного, коричневого, серого до черного через бесчисленные промежуточные тона. Соединяя древесину разных цветов, можно добиться чрезвычайно богатых эффектов, особенно в 17 и 18 веках. Древесина, если она хранится в благоприятных условиях, долговечна, и до сих пор сохранились предметы мебели древнейших цивилизаций - например, Египта. Наконец, большинство пород дерева обладает ароматным запахом.

Развитие ремесла и механических технологий за последние 200 лет сделало производство мебели более дешевым и быстрым. Использование древесины в качестве основы и применение таких методов, как измельчение, нагревание и склеивание, позволило разработать новые материалы. Все чаще краснодеревщики и мебельные фабрики используют полуфабрикаты из древесины, такие как шпон, каркасная древесина, фанера, ламинированная плита (ЛДСП), мелкодисперсные фракции (МДФ) и жесткая плита (ДВП).

Шпон

Шпон - это очень тонкий слой особо тонкой древесины, наклеенный на более низкую древесину для получения гладкой и привлекательной поверхности. Вряд ли можно добиться такой поверхности, используя цельную древесину, отчасти из-за стоимости, отчасти из-за ее хрупкости, а отчасти потому, что при распиловке древесины на цельные доски невозможно показать ее текстуру с наилучшей стороны.

Практика фанерования мебели известна со времен фараоновского Египта, но в полной мере она была освоена лишь в начале XVIII века. Особенно в эпоху рококо мастера проявили большую виртуозность в фанеровании изогнутых, вогнутых и выпуклых поверхностей, например, как на комодах.

Шпон изготавливается путем распиловки, машинной резки и лущения. Пиленый шпон имеет самое высокое качество, но из-за относительно больших потерь древесины в виде опилок он также является самым дорогим. Поэтому мебельный шпон, как правило, изготавливается машинным способом.

Шпонирование производится на древесине каркаса, либо в виде сплошной поверхности, либо поверхности, состоящей из нескольких склеенных между собой слоев. Старая мебель почти всегда фанерована шпоном на твердой древесине, качество которой уступает качеству шпона, например, на буке, дубе или деке. Однако высококачественная английская мебель из красного дерева, изготовленная в 18 веке, была фанерована красным деревом на красном дереве. В 20 веке обычно использовалась ламинированная доска различной толщины, изготовленная машинным способом. Преимущество готовой ламинированной доски в том, что она не дает усадки. Древесина расширяется и сжимается по-разному, и ее прочность может отличаться в осевом, радиальном или тангенциальном направлении; при блокировании древесины - т.е. склеивании кусков древесины в разных направлениях - эти различия устраняются, и достигается одинаковая прочность как в продольном, так и в поперечном направлении. Характерной особенностью ламинированной плиты является то, что шпон с обеих сторон окружает деревянную плиту, состоящую из узких полосок древесины, склеенных между собой по краям. Поэтому толщина плиты достаточно велика, чтобы ее можно было использовать для изготовления столешниц или дверей.

Если ламинированная плита состоит только из отдельных листов шпона, склеенных вместе, ее называют фанерой. Фанера широко используется в производстве мебели, особенно в качестве основы для сундуков и других предметов хранения, для днищ ящиков и полок.

Металл

Металлы с древности использовались для изготовления и украшения мебели. Великолепные египетские изделия, такие как трон и табурет, найденные в гробнице юноши Тутанхамона (14 век до н.э.), были богато украшены золотыми креплениями (декоративными деталями). В Древней Греции для изготовления мебели использовали бронзу, железо и серебро. Среди находок, погребенных под пеплом Помпеи и Геркуланума в Италии, были столы со складными каркасами и кровати, частично или полностью сделанные из металла.

На протяжении Средних веков металлический стул - например, трон VII века, принадлежавший Дагоберту I, королю франков, - использовался для особых церемоний.

Сохранились различные образцы серебряной мебели; не являясь цельным металлом, они состоят из чеканных (украшенных рельефом) или чеканных (выбитых) пластин серебра, прикрепленных к деревянной основе. Серебряная мебель изготавливалась для дворцов в те времена, когда монархи накапливали огромные богатства. Во время войны серебряные крепления переплавлялись и превращались в серебряные монеты; таким образом, вся серебряная мебель исчезла из королевских дворцов Франции.

В 18 и 19 веках железная мебель стала типичным промышленным продуктом. Особенно популярными стали железные кровати. Поскольку их можно было легко сложить, они пользовались большим спросом в качестве походных кроватей; известным примером является кровать, которую использовал Наполеон на острове Святой Елены. В качестве обычных кроватей в частных домах или гостиницах их можно было украсить латунными украшениями, например, большими ручками, привинченными к стойкам. Железо также использовалось для изготовления стульев; например, кресел-качалок или, возможно, чаще всего садовых стульев, которые могут стоять под дождем, защищенные только слоем краски.

Возможности использования стали для изготовления мебели были изучены в Германии в 1920-х годах, в частности, архитекторами, связанными с Баухаузом, где архитекторы, дизайнеры и художники экспериментировали с современными материалами. Эксперименты проводились со стальными пружинами и хромированными стальными трубками. Этот жанр вскоре был подражаем, и мебель из трубчатой стали стала символом функционализма. С тех пор стали использоваться более тонкие трубки и плетеная проволока, по упругости напоминающая плетеные кресла. Благодаря своей легкости алюминий стал мебельным материалом.

Однако металл по-прежнему используется в основном для изготовления замков, креплений и петель, применяемых в мебели или в чисто декоративных целях. В Средние века в сундуках простой конструкции для обеспечения дополнительной прочности широко использовались железные полосы, концы которых обрезались для придания декоративных форм. Шкафы эпохи Возрождения и барокко украшались креплениями из олова или бронзы. Инкрустированные предметы, украшенные таким материалом, как дерево или слоновая кость, вделанные в поверхность шпона Мебель, изготовленная в королевских мебельных мастерских во Франции, особенно так называемая мебель boulle, отличалась сложным стилем маркетри (узоры, образованные путем вставки кусочков дерева, раковины, слоновой кости или металла в деревянный шпон); на них повлияли азиатские традиции, в которых обычно использовались закаленная до синевы сталь, латунь и медь.

В XVII и XVIII веках, особенно в Англии и американских колониях, сформировался изысканный стиль мебельных креплений, замочных скважин (декоративный щит вокруг замочной скважины), петель и т.п., основанный в основном на китайских образцах. Дизайн этих креплений был продиктован четким функциональным назначением, в отличие от современных французских креплений в стиле рококо, большинство из которых были декоративными, часто в ущерб практичности. Французские бронзолитейщики проявили большое мастерство в изготовлении чисто декоративных креплений для корпусов комодов и защитных креплений для углов и ножек.

Зарождение стиля лофт произошло в 40-х годах прошлого столетия в Нью-Йорке. Материалы для изготовления мебели за время существования стиля лофт практически не изменились: металл (черненая сталь, медь, латунь), натуральное дерево, грубый фактурный текстиль, кожа, ручки и декор из подручных средств, например, металлических запчастей. Для корпусной мебели порой используют бетон и фасады, покрытые микроцементом.

Другие материалы

Среди прочих вторичных материалов в производстве мебели стекло использовалось в виде зеркального стекла или как чисто декоративный, иллюзорный элемент в шкафах и письменных столах. Итальянские мастера изготавливали стеклянную мебель, то есть деревянную мебель, покрытую посеребренным стеклом различных цветов. Слоновая кость и другие виды кости использовались в качестве материала для инкрустации в египетской мебели. В XVII и XVIII веках слоновая кость широко использовалась для инкрустации дверей шкафов, столешниц и дорогой континентальной мебели.

Черепаховая скорлупа также использовалась в качестве дорогостоящей инкрустации на посеребренном основании в мебели, изготовленной в эпоху Возрождения и барокко. Перламутр использовался, в частности, в качестве материала для инкрустации и для замочных скважин. Мрамор и, в некоторой степени, парижский гипс использовались, особенно в XVIII веке, для столешниц комодов и консольных столиков, а в XIX веке - для столешниц умывальников и туалетных столиков.

В викторианской Англии папье-маше (формовочный материал из бумаги, измельченной с клеем и другими добавками) использовался для изготовления таких предметов мебели, как каминные экраны, маленькие столики и стулья, корпуса часов. Наконец, после Второй мировой войны различные пластиковые материалы стали широко использоваться для изготовления стульев с сиденьями и спинками, отлитыми за одно целое и снабженными металлическим основанием.

Стилистика и декоративание мебели

Построение стиля и стилизация

В целом, мебель может быть выполнена в двух стилях, один из которых конструктивный, когда внешний вид изделия отражает способ его сборки, а другой - стилизованный, когда внешний вид изделия скрывает способ его сборки, принцип которого заключается в том, чтобы сделать стыки заподлицо с прилегающими элементами, чтобы создать впечатление, что предмет сделан из одного куска.

Примерами мебели, выполненной в чисто конструктивном стиле, являются плетеные изделия или бамбук, в которых даже самое большое проявление фантазии в дизайне и узорах служит для того, чтобы сделать конструкцию более прочной и устойчивой.

Конструктивные детали и стыки обычно не видны и поэтому редко имеют эстетическое значение для внешнего вида, но стыки могут быть подчеркнуты художественно. Греческая форма стула, известная как клисмос, демонстрирует свои стыки смело в виде массивных соединений, удерживающих вместе ножки, сиденье и спинки. Изогнутость ножек и спинки говорит об упругости. Чрезвычайно тонкая столярная работа с невидимыми стыками может быть намеренно обозначена с помощью инкрустации, примеры которой можно увидеть в древнеегипетской мебели.

Примерами конструктивных стилей также являются стулья со спинкой и стулья из трубчатой стали. Стул со спинкой состоит из массивного сиденья, в которое непосредственно врезаны ножки, спинки и, возможно, подлокотники (соединяются с помощью шипа или выступающей части одного куска дерева и врезанной части или паза в другом куске). Мебель из гнутых стальных труб, в частности столы, стулья и табуреты, производилась в Германии в 1920-х годах. Так возник новый конструктивный стиль, поскольку стальная трубка, позволяющая уменьшить размеры, была настолько прочной, что открыла возможность для совершенно новых конструкций. Согнутые стальные трубы образуют упругую конструкцию.

В противоположность конструктивному стилю существует стилизация, в которой нет внутреннего соответствия между мотивами и прочностью соединений. На протяжении всей истории мебели можно найти множество примеров стилизации. Как в египетской, так и в китайской мебели стыки могут быть намеренно скрыты росписью или лаком. Китайская мебель также может выглядеть стилизованной в том смысле, что она производит впечатление собранной более конструктивным способом, чем это есть на самом деле. (Другими словами, при стилизации пытаются сделать стыки заподлицо с прилегающими элементами, чтобы создать впечатление непрерывного, гармоничного или чувствительного контура. Когда два куска дерева соединяются вместе с помощью современного прочного клея, полученное соединение будет настолько жестким, что в случае сильного удара по детали само дерево скорее всего сломается, чем фактическое соединение).

Хороший пример стилизации можно найти во французской мебели, изготовленной примерно в середине XVIII века. Во французских комодах в стиле рококо только спинка прямая. Змеевидные передняя и боковые части пересекаются острыми углами, на которых стыки закрыты латунными креплениями. Количество и расположение ящиков скрыто общим узором из шпона и бронзового орнамента, который не учитывает края ящиков. (В ряде случаев бронзовые крепления на фасаде состоят из причудливых ручек и замочных скважин, но они никогда не подчеркиваются так, как в соответствующих английских комодах, даже в случае ложных фасадов ящиков или ящиков, снабженных молдингом для защиты шпона). Полностью сформированное кресло в стиле французского рококо не имеет видимых стыков. Спинка, подлокотники и каркас образуют единое целое; разница между поддерживающими и несущими элементами скрыта. Между ножками нет растяжек (горизонтальных стержней) для укрепления конструкции, которая достаточно прочна благодаря толстым размерам элементов, сходящихся в каркасе сиденья. Для того чтобы нивелировать впечатление тяжести при таких толстых размерах, дерево подвергается формовке для создания ощущения легкости без какого-либо ослабления конструкции. Стул такого типа, окрашенный или позолоченный, выглядит так, как будто он был сделан из одного куска.

Декоративные процессы и техники

Независимо от того, используются ли конструктивные принципы в качестве мотива или элегантность общей формы подчеркивается стилизацией, каждый предмет мебели может быть украшен тем или иным образом. Предмет мебели может быть украшен эффектами, создаваемыми в самой конструкционной древесине или в другой древесине, добавленной к первой, то есть резьбой и точением или инкрустацией. Кроме того, предмет может быть украшен добавлением других материалов, помимо дерева, таких как бронза, слоновая кость или мрамор. Наконец, в случае мебели, предназначенной для сидения или лежания, существует возможность текстильного обогащения в таких формах, как обивка, свободные чехлы и подушки.

Резьба

В Египте времен пирамид есть примеры резьбы по мебели: звериные ножки из кедрового дерева на биэрах, кроватях и стульях; утиные головы на ножках складных табуретов. Изящные резные подголовники заменяли подушки в этом жарком климате.

Если в греческой и римской мебели резьба, похоже, не играла значительной роли, то в европейской мебели Средневековья она была доминирующей чертой. Фасады сундуков украшались готическим перпендикулярным трассированием (декоративным переплетением линий) в подражание декоративной каменной кладке, встречающейся в церковной архитектуре.

Другим источником вдохновения для резных украшений буржуазной мебели послужила церковная резьба по дереву, встречающаяся в хоровых капеллах и алтарях. Искусство резчика по дереву также процветало в исламе в средние века, особенно в киосках (открытых павильонах), ориенталах (больших эркерах, выступающих из стены и поддерживаемых кронштейнами) и пюпитрах для чтения Корана. Самой оригинальной и примечательной формой средневекового резного орнамента была льняная складка, которая напоминала сложенные листы льна, уложенные на поверхность дерева. Хотя этот мотив был широко известен, его происхождение неясно.

В эпоху Возрождения резчики по дереву изменили мотивы: новые орнаментальные богатства, отчасти вдохновленные формами классической античности, стали украшать шкафы и сундуки. Узоры из листьев аканта, ремешки (узкие полосы, сложенные, перекрещенные и иногда переплетенные), морески, аурикулярный стиль (напоминающий соцветие альпийской примулы), гроздья фруктов и завитковая резьба в течение более ста лет доминировали в репертуаре европейских краснодеревщиков.

В XVII веке мода на резные работы сначала отступила, но снова вышла на первый план в консольных столиках (столиках, предназначенных для установки у стены), зеркальных рамах и стульях с высокими спинками в стиле придворного барокко. В отличие от лаковых шкафов Японии, роскошная позолоченная резьба стала популярной на подставках, которые неизменно изготавливались для них, когда они импортировались в Европу.

В XVIII веке резчики по дереву пережили последний период расцвета, когда орнамент в стиле рококо потребовал пластических эффектов, достигаемых с помощью резьбы. Целые панели деревянных изделий, двери, рамы зеркал, стулья и диваны украшались тончайшей резьбой по дереву с сочетанием узоров из ракушек и натуралистических лоз и усиков растений. Даже в английской мебели более сдержанного дизайна были широкие возможности для резной работы; например, в многочисленных вариантах спинок стульев в манере Чиппендейла.

Американские краснодеревщики были особенно искусны в вырезании блочных фасадов (боковые стороны загибаются вперед, а середина отступает) на ящиках комодов, а английские - в изготовлении чайных столиков с пикрастными (гребешковыми) столешницами.

Токарные работы

Токарная обработка - это процесс, при котором детали мебели, такие как ножки и стойки, обтачиваются на токарном станке. Токарная работа встречается на греко-римской мебели. Неизвестно, применялась ли эта техника в египетской мебели, хотя некоторые элементы выглядят так, как будто они могли быть точеными. Греческие столяры использовали токарный станок, в частности, при изготовлении ножек деревянных стульев; те же острые края и глубокое литье, похоже, повторяются в ножках бронзовой мебели. Возможно, именно древние традиции токарной работы, поддерживаемые в Византии, отражены в некоторых стульях средневековой формы, найденных, например, в Норвегии; изготовленные из соснового дерева, они состоят в основном из точеных шестов (тонких брусков), некоторые с прикрепленными свободными кольцами, некоторые из них рифленые (желобчатые). Подобные стулья с точеными ножками изготавливались в Уэльсе в XVI веке. В XVII веке токарная работа была сосредоточена на столбах для шкафов и на шариковых ножках, но также встречается на ножках стульев и столов, на которых встречаются богатые вариации с витыми и переплетающимися формами. Токарная работа по слоновой кости также процветала в XVII веке. Однако, за исключением виндзорского стула или спинки, ремесло токаря не играло значительной роли в английской мебели высокого стиля XVIII века; оно также чуждо французскому рококо.

Инкрустация и маркетри

Инкрустация, при которой декоративный материал, такой как дерево или слоновая кость, вставляется в поверхность шпона, сопровождает искусство изготовления мебели на протяжении тысяч лет. Инкрустацию слоновой костью можно увидеть в египетской мебели, особенно в маленьких, тщательно выполненных туалетных шкатулках, но ее трудно обнаружить в греческой и римской мебели, которая сегодня известна почти исключительно по живописным изображениям.

В средневековой Европе инкрустация уступила место резьбе по дереву, а затем пережила богатый период развития в эпоху Возрождения в Италии. Итальянская интарсия (мозаика из дерева) нашла особое применение в панелях над спинками хоров и в личных кабинетах и капеллах, или оранжереях, князей. Кабинет герцога Урбинского, итальянского дворянина и мецената, до сих пор хранится во дворце Урбино, а соответствующий кабинет, первоначально находившийся в Губбио, сейчас находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Наряду с иллюзионизмом, только что открытая линейная перспектива (техника изображения на плоскости или кривой поверхности пространственного соотношения объектов так, как они могут показаться глазу) достигла триумфа в итальянской интарсии.

Слоновая кость использовалась как в шкафах эпохи Возрождения, так и в шкафах эпохи барокко, вначале скупо, позже - обильно. Инкрустация особенно часто использовалась в великолепных немецких и французских шкафах того периода. В Голландии и Англии была разработана чрезвычайно богатая форма маркетри (узоры, образованные путем вставки кусочков дерева, раковины, слоновой кости или металла в деревянный шпон), включающая цветочные мотивы из различных видов экзотической древесины на ореховом дереве. Английские дедушкины часы, изготовленные около 1700 года, часто имели богато инкрустированные корпуса. Однако именно во Франции, особенно в эпоху рококо, инкрустация достигла небывалого уровня качества. Змеевидные бока и фасады комодов были облицованы шпоном дорогих пород дерева, чьи зачастую относительно простые рисунки зерен служили эффектным фоном для богато украшенных креплений из позолоченной бронзы.

Обивка и чехлы

Обивка и чехлы используются на мебели, предназначенной для сидения или лежания. На Востоке европейцы освоили плетение, которое обеспечивало вентилируемый и упругий фон для свободных подушек. Мягкое кресло - это истинно европейское явление, которое достигло своей наиболее яркой и логичной формы в Англии в XVIII веке. Плохие системы отопления в домах, всеобщее процветание и стремление к комфорту - вот условия, которые породили множество разнообразных по фантазии типов мягких кресел, в которых дерево было только в ножках, спинка закрывалась прямо на сидящего, а боковые крылья защищали от неизбежных сквозняков.

Мягкое кресло создавало новый эффект, который почти полностью зависел от мастерства обивщика. Кресло или диван с мягкой обивкой оставались изюминкой англосаксонского мира; клубная жизнь, в частности, способствовала их популярности и привела к появлению сильно набитых форм, включая так называемый честерфилд.

К середине XX века новые материалы, такие как поролон и различные виды пластика, вдохновили на создание независимых методов, которые полностью отказались от традиционной техники обивки. На смену обивке пришли формованные пластиковые формы и мешки, наполненные пластиковыми шариками, способными приспосабливаться к изменяющимся положениям тела.

Изображение и орнамент

Живописные и пластические изображения, или орнаментальное украшение, на мебели являются вторичными процессами по сравнению с конструкцией и дизайном. Некоторые из лучших и наиболее выразительных форм мебели, такие как греческий стул klismos и английский стул Windsor, совершенно независимы от изображений или орнамента. С другой стороны, ни один период в истории мебели не был полностью лишен этих вторичных процессов.

Все мебельные украшения обычно сосредоточены там, где они не мешают, например, на ножках, ручках и спинках стульев, на торцах и балдахинах кроватей, на ножках и подрамниках столов, на всех вертикальных поверхностях шкафов и комодов. Излишняя природа декора мебели особенно ярко проявляется в формах, выражающих ранг или престиж. Троны королей и епископов, кресла мастеров гильдий, государственные кровати, письменные столы руководителей и т.п. - все это поддается изображению и орнаменту; и по мере того, как функциональный аспект предмета уменьшается, кажется, что количество орнамента увеличивается. Чисто функциональные молочные табуреты и столы для машинописи лишены орнамента. Это разделение можно с разной степенью четкости проследить на протяжении всей истории мебели.

Иногда орнамент сам по себе в некотором смысле был функциональным. Например, декор самых ранних образцов мебели из Месопотамии и Египта имел символическую или магическую функцию. Ножки шумерских табуретов по форме напоминают ножки быка, который был животным-хранителем города Ур. Египетская мебель демонстрирует гораздо более широкое развитие ножек мебели, основанных на моделях животных. Трехногие табуреты, заканчивающиеся лапами собак, складные табуреты с ножками в виде голов уток и ножки кроватей в виде львиных лап известны из тысячелетней истории египетской мебели. Столы с ножками в виде львиных лап можно увидеть на ассирийских рельефах. Аналогичные символы животных известны по изображениям греческой мебели. Иногда как подставки, так и ножки греческих стульев имели форму животных, заканчивающихся, например, головой льва или барана. Считается вероятным, что церемониальные кресла и троны украшались животными мотивами отчасти как магическое выражение передачи власти. Эта древняя традиция сохранилась в европейской мебели; например, в тронах, где грифоны, львы и орлы играли заметную роль в декоре.

Даже в мебели древности трудно провести различие между символическим и эстетическим в декоративных элементах. Однако очевидно, что животный мир всегда был одним из основных источников орнаментальных мотивов в мебели. Ноги и головы животных встречаются, например, в качестве конечных украшений на французском стуле в стиле рококо и его имитациях. Ножка животного играла заметную роль в английской мебели XVIII века и позже перешла в американскую мебель. Английские краснодеревщики и производители стульев разработали натуралистично вырезанную львиную лапу и характерную когтисто-шариковую лапу - мотив, который, возможно, восходит к китайским формам орнамента (однако, не на мебели), таким как коготь дракона, держащий шар или жемчужину. Богато украшенные резьбой английские стулья из красного дерева иногда также украшаются головами птиц, львов или собак. Хотя большинство китайских стульев и столов опираются на прямые ножки из округлого дерева, китайские троны и кресла для высокопоставленных лиц имеют изогнутые ножки, которые по неизвестной причине могут быть имитацией слоновьих хоботов.

Наряду с животным миром - и это более позднее происхождение - архитектура является самым важным источником декоративных мотивов в мебели. В позднем Средневековье перпендикулярный орнамент готической архитектуры был перенесен ремеслом резчика по дереву на фасады сундуков. Итальянские сундуки и шкафы из орехового дерева того же периода были созданы по образцу мраморных саркофагов классической древности, которые имеют полностью архитектурную форму. В эпоху Ренессанса и барокко колонна была введена в качестве яркого декоративного элемента фронтальной части в виде ножек столов и на шкафах. Фасады очень больших, тяжелых шкафов особенно хорошо подходили для архитектурных композиций, соответствующих порталам и фронтонам домов. Примерно в то же время орнаментальное богатство Ренессанса прорвалось в розетках, купидонах и фруктах на панелях и рамах.

В период придворного барокко при Людовике XIV во Франции королевский официальный стиль оставил свой след не только в витиеватых предметах мебели, но и в панелях, дверях, зеркальных рамах и, более того, даже в фасадах дворцов и замков и планировке формальных садов. Согласованность между интерьером и мебелью была еще более выражена в период рококо и при Людовике XVI, достигнув кульминации в мебели и комнатах французского стиля ампир.

XIX век часто кажется не более чем бездыханным повторением этой согласованности между декоративным оформлением мебели и архитектурой интерьера - оба возрождения стилей прошлого. Новый стиль возник лишь к концу века. Французскую мебель в стиле модерн с ее скользящими растительными формами необходимо рассматривать в сочетании с домами и комнатами, для которых она была выполнена. Мебель Антонио Гауди, испанского архитектора и дизайнера, например, имела глубокую согласованность с его собственными зданиями; а необычно выразительная и стилизованная мебель шотландского архитектора Чарльза Ренни Макинтоша является неотъемлемой частью его зданий и интерьеров в Глазго.

Влияние архитектуры на мебель может проявляться и в отсутствии орнамента. Например, существует связь между функционалистской архитектурой, впервые проявившейся в 1920-х годах в Баухаузе в Германии, и стальной мебелью, разработанной немецким архитектором Мисом ван дер Роэ.

Виды мебели

Стул

Из всех форм мебели стул, возможно, является самой важной. В то время как большинство других форм (за исключением кровати) предназначены для поддержки предметов, стул поддерживает человеческую форму. Термин "стул" здесь используется в самом широком смысле, от табурета и трона до производных форм, таких как скамья и диван, которые могут рассматриваться как удлиненные или соединенные стулья и характер которых (т.е. предназначены ли они для сидения или лежания) четко не определен.

Социальная история стула не менее интересна, чем его история как искусства и ремесла. Стул - это не просто физическая опора и эстетический объект; это также показатель социального ранга. При старых королевских дворах существовали социальные различия между сидением на стуле с руками, на стуле со спинкой, но без рук, и приходилось довольствоваться табуретом. В 20 веке кресло директора или менеджера стало показателем высшего достоинства, и даже в демократических парламентах спикер сидит на возвышении.

Как форма мебели, стул включает в себя множество вариаций. Существуют стулья, разработанные в соответствии с возрастом и физическим состоянием человека (высокий стул, инвалидное кресло) и положением в обществе (кресло руководителя, трон). В старые времена существовали кресла, в которых рождаются (родовые кресла), а в 20 веке - кресла, в которых умирают (электрический стул). Есть стулья с одной, двумя, тремя и четырьмя ножками, стулья с руками и без рук, стулья со спинкой и без спинки. Есть стулья, которые можно сложить, стулья на колесиках и стулья на полозьях.

В современном мире разработаны специальные кресла для автомобилей и самолетов. Все эти формы стульев эволюционировали в соответствии с меняющимися потребностями человека. Из-за своей тесной связи с человеком стул проявляет себя в полной мере только в процессе эксплуатации. Если для оценки шкафа или комода не имеет значения, есть ли внутри что-нибудь или нет, то стул лучше всего рассматривать и оценивать, когда на нем сидит человек, так как стул и сидящий дополняют друг друга. Поэтому различным частям стула были даны названия, соответствующие частям человеческого тела: руки, ноги, ступни, спинка и сиденье.

Поскольку основная функция стула - поддерживать тело, его ценность оценивается в первую очередь по тому, насколько хорошо он выполняет эту практическую роль. При конструировании стула дизайнер связан определенными статическими законами и основными измерениями. Однако в этих пределах изготовитель стула обладает большой свободой.

История стула охватывает период в несколько тысяч лет. Существуют цивилизации, которые создали характерные формы стульев, выражающие высочайшее мастерство в области техники и эстетики. Среди таких культур следует особо отметить Древний Египет и Грецию, Китай, Испанию и Нидерланды в XVII веке, Англию в XVIII веке и Францию в XVIII веке во времена правления Людовика XV и Людовика XVI.

Египет

Две формы древнеегипетских стульев, обе - результат тщательного проектирования, известны благодаря находкам, сделанным в гробницах. Один из них - стул на четырех ножках со спинкой, другой - складной табурет. Классический египетский стул имеет четыре ножки в форме ножек животного, изогнутое сиденье и наклонную спинку, поддерживаемую вертикальными растяжками. Таким образом, получалась прочная треугольная конструкция. По всей видимости, не было заметной разницы между конструкцией египетских тронов и стульев для обычных граждан. Основное различие заключается в декоративном украшении, в выборе дорогих инкрустаций. Египетский складной табурет, вероятно, был разработан как легко переносимое сиденье для офицеров. В качестве походного табурета эта форма сохранилась до гораздо более поздних времен. Но табурет также приобрел характер церемониального сиденья, а его механическая функция складного табурета была забыта. Это можно наблюдать уже в 1366-57 гг. до н.э. на примере двух табуретов из черного дерева с инкрустацией из слоновой кости и золотыми креплениями из гробницы Тутанхамона. Они имеют форму складных табуретов, но их нельзя сложить, так как сиденья сделаны из дерева. Простая конструкция складного табурета, состоящего из двух рам, которые поворачиваются на металлических болтах и поддерживают сиденье из кожи или ткани, закрепленное между ними, появляется несколько позже в складных стульях бронзового века в Скандинавии и Северной Германии. Самый известный из них - складной табурет из ясеня, найденный в Гульдхёе (Национальный музей в Копенгагене).

Греция и Рим

Типичный греческий стул, клисмос, известен не по какому-либо сохранившемуся древнему образцу, а по богатому изобразительному материалу. Наиболее известным является клисмос, изображенный на стеле Гегесо в захоронении Дипилон под Афинами (ок. 410 г. до н. э. Это стул с изогнутой спинкой, наклоненной назад, и четырьмя изогнутыми ножками, из которых показаны только две. Предположительно, эти необычные ножки были выполнены из гнутого дерева и поэтому испытывали большое давление от веса сидящего. Поэтому шарниры, крепящие ножки к каркасу сиденья, очень прочные и четко обозначены.

Римляне переняли грече<

Хотите проконсультироваться с одним из наших специалистов?

В следующие 24 часа наш менеджер свяжется с вами и договорится о времени

Нажав на кнопку, соглашаюсь на обработку персональных данных

Продай мебель в Instagram

Книга-практикум на основе примеров работы моего маркетингового агентства Smart Estet. Поможет создать поток продаж из instagram для мебельного бизнеса. В ней содержатся такие инструменты как администрирование социальной сети, таргетированная реклама и обработка заявок для продаж. Разобраны стратегии продвижения и продаж под разные виды мебельного бизнеса. Книга включает в себя чек-листы по эффективному ведению аккаунта, таргетированной рекламе и продажам. Купи книгу, если ты действительно хочешь научиться продавать с помощью социальных сетей.

Подробнее Перейти к товару

X