Оценка бизнеса

Владельцы различных компаний должны знать их приблизительную стоимость. Эта цифра станет базовой и в дальнейшем по ней будут оценивать степень успешности бизнеса. Чтобы получить точные результаты, нужно правильно выбрать метод оценки, провести сложные расчёты и учесть множества важных критериев. Каждый из этих аспектов требует более детального рассмотрения, чем мы и предлагаем вам заняться.

Что такое оценка бизнеса?

Под оценкой бизнеса понимают комплекс мероприятий, которые проводятся с целью определения стоимость компании. Эту работу всегда выполняют квалифицированные специалисты, представляющие разные направления деятельности. Они берут во внимание десятки факторов, а также проводят анализ множества аспектов работы предприятия. Результатом становится приблизительное число, выраженное в денежных единицах, показывающее стоимость бизнеса. Оно используется для разных целей, начиная от проведения торгов с потенциальными покупателями и заканчивая оценкой перспектив развития.

Главная проблема оценки бизнеса заключается в сложной структуре даже сравнительно небольшой компании. В связи с этим специалистам приходится тратить много часов на осмотр и определение стоимости всех материальных ценностей предприятия, а также учитывать в итоговой цене существующие нематериальные активы (например, патенты на производство товара, лицензии и прочее). Сделать это максимально сложно, поэтому всегда итоговое число считается приблизительным. Оно даёт возможность оценить стоимость бизнеса с определённой, чаще всего небольшой, погрешностью.

Когда понадобится оценка бизнеса:

  • продажа бизнеса;
  • споры о цене компании (например, с налоговой инспекцией);
  • расчёт страховых сумм;
  • проведение различных сделок с государственной собственностью;
  • смена владельца бизнеса.

Критерии оценки бизнеса

Оценка бизнеса осуществляется по определённым критериям. Их количество всегда одинаковое, поэтому важно не упускать ни один из пунктов. Благодаря этому удастся дать комплексную оценку, которая позволит получить максимально точные результаты.

Базовые критерии оценки бизнеса:

  1. Организационная форма. Данный критерий предусматривает оценку всех акций и других ценных бумаг компании. Если же предприятие имеет другую организационную форму (например, общество с ограниченной ответственностью), то оценке подлежит доля каждого владельца в общем бизнесе. Во всех случаях проводится индивидуальная работа, характер которой зависит от существующей организационной формы.
  2. Имущество. Наибольшая доля в общей стоимости бизнеса принадлежит имуществу предприятия. Во время оценки специалисты учитывают буквально всё, начиная от материальных ценностей (объекты недвижимости, произведённая продукция, транспортные средства, оборудование и прочее) и заканчивая нематериальными активами (патенты, лицензии и другое).
  3. Структура компании. Она также подлежит изучению в случае проведения оценки бизнеса. Здесь учитываются все входящие в состав компании подразделения, а также офисы и другие официальные представительства. Важно учитывать тот факт, что специалисты берут во внимание даже те структурные элементы компании, которые располагаются за границей или размещаются в других городах страны.
  4. Деньги. Деятельность компании напрямую зависит от поддержки различных источников финансирования. Этот аспект оказывает существенное влияние на бизнес, а следовательно и на его итоговую цену. Кроме этого, специалисты оценивают различные движения средств предприятия (например, переводы с одного счёта на другой).
  5. Репутация. Этот критерий также учитывается при оценке бизнеса, так как непосредственно влияет на его популярность у клиентов. Репутация зависит от сотен факторов, каждый из которых учитывается в расчётах.
  6. Эффективность бизнеса. Чем выше эффективность бизнеса, тем он дороже. Этот критерий является одним из ключевых, так как от него максимально сильно зависит прибыль компании.

Методы оценки бизнеса

Специалисты, проводящие оценку бизнеса, могут использовать 3 популярных метода. Все они уникальны, поэтому подходят для расчётов стоимости того или иного предприятия. При этом во всех случаях удаётся получить итоговый результат с минимальной погрешностью.

Доходный

Этот метод оценки бизнеса является наиболее популярным. Он учитывает доходы компании, которые и влияют на его общую стоимость. Чем выше будет прибыль, тем больше станет оценочная цена бизнеса. Во время проведения расчётов учитываются десятки важных показателей, которые сейчас или в будущем могут оказать влияние на доход предприятия.

Разновидности доходного метода:

  1. Метод капитализации. При использовании данного способа оценки бизнеса за основу берут формулу С = ГД / КК, где С - стоимость бизнеса, ГД - годовой доход предприятия, КК - коэффициент капитализации. Она учитывает прибыль компании за определённый промежуток времени, поэтому подходит только для тех случаев, когда бизнес стабильно развивается и гарантирует предсказуемый рост. Кроме этого, при использовании метода капитализации важно, чтобы предприятие сохраняло свою рентабельность на протяжении длительного периода.
  2. Метод дисконтирования. Такой способ оценки бизнеса подходит для ситуаций, когда нет гарантий того, что прибыль предприятия будет расти такими же темпами, что и сейчас. Также его можно использовать для оценки компаний, продукция которых имеет сезонный спрос (например, мороженое, шубы и прочее). Во время расчётов используется коэффициент дисконтирования. Он показывает стоимость бизнеса в будущем в случае получения последним ожидаемого дохода.

Затратный

Данный метод оценки бизнеса учитывает все издержки, которые несёт компания. Он подходит исключительно для тех случаев, когда предприятие не может похвастаться стабильными доходами, или вовсе является убыточным. Также затратный метод эффективен при оценке бизнеса, находящегося на стадии ликвидации.

Разновидности затратного метода:

  1. Метод чистых активов. Этот способ предусматривает необходимость определения рыночной цены всех активов предприятия. Из их общей стоимости вычитают все издержки и обязательства. Данный метод подходит для оценки бизнеса, который не приносит стабильного дохода.
  2. Метод ликвидационной стоимости. Данный вариант расчёта используется в случае оценки предприятия, находящегося на стадии ликвидации. Он предусматривает вычисление суммы, получаемой владельцем бизнеса после распродажи всех его активов. Из неё вычитают различные издержки, начиная от затрат на демонтаж оборудования и заканчивая налоговыми потерями.

Сравнительный

Этот метод оценки бизнеса полностью оправдывает своё название. В нём специалисты определяют стоимость бизнеса путём сравнения компании с другими представителями, работающими в том же направлении. Точность получаемых результатов напрямую зависит от качества имеющихся сведений о конкурентах. Чаще всего сравнительный метод используют в случаях, когда хотят продать бизнес не дешевле, чем могут сделать это конкурирующие бизнесмены.

Разновидности сравнительного метода:

  1. Метод рынка капитала. Этот способ оценки бизнеса используется достаточно часто. Он предусматривает учёт цены каждой акции аналогичных компаний, которые можно найти на фондовом рынке. Далее специалисты проводят аналогии с оцениваемым предприятием и определяют его приблизительную стоимость.
  2. Метод сделок. Данный вариант является копией предыдущего. Единственное их отличие заключается в учёте стоимости всего пакета ценных бумаг, а не каждой отдельно взятой акции.
  3. Метод отраслевых коэффициентов. Данный способ предусматривает оценку бизнеса на протяжении длительного времени. Специалисты, проводящие такую работу, определяют отраслевой коэффициент, являющийся соотношением общей цены бизнеса к целому комплексу финансовых параметров. Набор последних зависит от специфики предприятия, поэтому выбирается индивидуально для каждого случая.

Пример оценки бизнеса

Существует огромное количество примеров оценки бизнеса. Большинство из них подходят для предприятия определённого типа, из-за чего появляются небольшие отличия в расчётах. Чтобы понять общий принцип оценки бизнеса, нужно рассмотреть простой пример, который можно применить практически для любой компании.

Предположим, что необходимо провести оценку бизнеса для компании, занимающейся производством обуви. В этом случае нужно использовать формулу:

ЦК = РА + ТЗ + (ДЗ - КЗ) + ДФ + РЦН,

где ЦК - цена компании;

РА - расчётные активы;

ТЗ - товарные запасы;

ДЗ - дебиторская задолженность;

КЗ - кредиторская задолженность;

ДФ - деньги фирмы (на банковских счетах, в кассе);

РЦН - рыночная цена недвижимости, которая принадлежит предприятию.

Рассматриваемая компания не имеет собственных рабочих помещений, поэтому использует арендованную недвижимость. Из-за этого значение РЦН = 0. При наличии помещений, принадлежащих фирме, оценку их стоимости придётся проводить с помощью специально приглашённых оценщиков.

На банковском счёте предприятия находится 300000 рублей. Ещё 100000 рублей есть в кассе компании. Складываем эти значения и получаем ДФ = 400000 рублей. Бизнес не является убыточным. При этом у компании есть кредиторская задолженность в размере КЗ = 100000 рублей. Кроме этого, за ранее проданную обувь покупатели (различные магазины) задолжали предприятию ДЗ = 150000 рублей.

У компании есть арендуемый склад, где хранится 500 пар мужской обуви на общую сумму 3000000 рублей и такое же количество женской (по той же цене). Складывая оба значения получаем ТЗ = 6000000 рублей. Далее определяем стоимость расчётных активов. Она вычисляется по чистой прибыли за год и составляет РА = 10000000 рублей. Подставляем все данные в формулу:

ЦК = 10000000 + 6000000 + (150000 - 100000) + 400000 + 0 = 16450000 рублей.

Оценка бизнеса является сложным и многоэтапным процессом. Он требует привлечения к работе специалистов из разных сфер деятельности и учёта множества параметров, а также выделения определённых средств на проводимые мероприятия. Всё перечисленное в комплексе даст возможность получить реальную стоимость бизнеса. Она станет основой для торгов с потенциальными покупателями или понадобится для оценки уровня развития компании.

Ещё почитать

Хотите проконсультироваться с одним из наших специалистов?

В следующие 24 часа наш менеджер свяжется с вами и договорится о времени

Нажав на кнопку, соглашаюсь на обработку персональных данных