Методика составления бизнес-плана

Без конкретного, четкого плана невозможно построить хороший дом, это известно каждому. А когда план есть строительство дома не вызывает затруднений, оно становится простым понятным. Сфера бизнеса, как и любая другая, требует четкого плана действий. На несколько шагов вперед можно продумать свою стратегию, если составить грамотный бизнес-план. Избавить себя от неожиданностей и сюрпризов можно составив подробный и структурированный бизнес-план.  Можно встретить достаточно большое количество советов о том, как составить бизнес-план. Любой автор даст свои советы относительно составления бизнес-плана. Хотелось бы ознакомить Вас с некоторыми основными принципами.  Подробно расписать что, сколько, когда Вы хотите осуществить, какие убытки Вы можете потерпеть и какую прибыль Вы планируете получить – вот основная цель бизнес-плана.  Не стоит также забывать о второй важной задаче: не нужно переоценивать перспективы бизнеса. 

При осуществлении какой-либо идеи без бизнес-плана может казаться, что лучше этой идеи просто и быть не может, что прибыль после претворения мечты в реальность польется в карман рекой. На практике чаще встречается то, что «гениальные» идеи терпят фиаско и приносят лишь убытки. Непременно прописывайте самые худшие ожидания, это нужно для того, чтобы исключить все непредвиденные ситуации. С возникающими на пути финансовыми затруднениями так справиться будет значительно проще.  Определиться с денежными затратами, которые необходимы Вам для реализации проекта, также поможет составление бизнес-плана. Подстрахуйтесь на случай повышения цен и поставьте в бизнес-плане цены процентов на 20 выше, чем они есть сейчас.  Теперь поговорим непосредственно о бизнес-плане. Каким он должен быть? Как он должен выглядеть? Какие пункты он должен включать? 

Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты вашего бизнеса, такие как цели, стратегии, ресурсы и финансовые показатели. Составление бизнес плана является ключевым шагом при запуске нового бизнеса или при расширении уже существующего. В этой статье мы расскажем о методике составления бизнес плана.

Виды методик составления бизнес-планов

Традиционная методика

Это самый распространенный тип методики составления бизнес плана. Он включает в себя все шаги, описанные выше, и предназначен для использования при запуске нового бизнеса или при расширении уже существующего.

Быстрый бизнес-план

Эта методика предназначена для тех, кто хочет быстро оценить жизнеспособность своей идеи бизнеса и не имеет времени на полноценное составление бизнес плана. Он состоит из основных элементов бизнес плана, таких как цели, стратегии и финансовые проекции.

Канвас-модель

Эта методика является графическим представлением бизнес плана, которое помогает визуализировать ключевые аспекты вашего бизнеса, такие как цели, стратегии, целевая аудитория и ресурсы. Канвас-модель может быть полезна для командной работы над бизнес планом.

Линейная методика

Эта методика состоит из последовательных шагов, которые помогают разбить процесс составления бизнес плана на более мелкие и управляемые этапы. Линейная методика может быть полезна для тех, кто хочет более систематически подойти к составлению бизнес плана.

Выберите ту методику, которая лучше всего подходит для вашего бизнеса и поможет вам достичь ваших целей.

Как составить бизнес-план

Определите цели и задачи

Первым шагом в составлении бизнес плана является определение целей и задач. Цели должны быть конкретными и измеримыми, например, увеличить продажи на 20% за год. Задачи должны быть реалистичными и достижимыми, и должны помочь вам достичь ваших целей.

Изучите рынок

Вторым шагом является изучение рынка, на котором вы собираетесь работать. Это поможет вам понять своих конкурентов, анализировать спрос и предложение на вашу продукцию или услуги, а также определить свою целевую аудиторию.

Разработайте стратегии

На основе анализа рынка вы можете разработать стратегии, которые помогут вам достичь ваших целей. Например, вы можете решить увеличить свой ассортимент продукции или услуг, улучшить качество, запустить рекламную кампанию или увеличить количество точек продаж.

Определите ресурсы

Четвертым шагом является определение ресурсов, которые вам понадобятся для реализации ваших стратегий. Это может включать в себя финансовые ресурсы, персонал, технологии и оборудование.

Разработайте финансовый план

Последним шагом является разработка финансового плана, который поможет вам оценить финансовую жизнеспособность вашего бизнеса. В финансовом плане должны быть указаны доходы, расходы, прибыль и проекции на несколько лет вперед.

Составление бизнес плана – это ключевой шаг при запуске нового бизнеса или при расширении уже существующего. Следуйте нашей методике и создайте эффективный бизнес план, который поможет вам достичь успеха в бизнесе.

Пример традиционной методики составления бизнес-плана для запуска нового бизнеса

Введение

В этой части бизнес плана следует описать цели и задачи вашего бизнеса, а также описать рынок, на котором он будет функционировать.

Описание продукта или услуги

Здесь следует описать продукт или услугу, которую вы предлагаете. Укажите основные характеристики, преимущества и ценность, которую ваш продукт или услуга предоставляет клиентам.

Рыночный анализ

В этой части следует проанализировать рынок, на котором вы будете функционировать. Определите размер рынка, основных конкурентов и их долю на рынке, а также ключевые тренды и возможности для вашего бизнеса.

Маркетинговая стратегия

Здесь следует описать маркетинговые стратегии, которые вы планируете использовать для привлечения клиентов. Это может включать в себя рекламу, продвижение в социальных сетях, SEO-оптимизацию и другие методы.

Организационная структура

Определите организационную структуру вашего бизнеса, включая руководство, персонал и ключевые должности. Укажите также необходимые ресурсы, такие как оборудование, инвестиции и прочее.

Финансовые проекции

В этой части следует предоставить финансовые прогнозы, которые включают в себя оценку стартовых затрат, расходы на маркетинг, доходы и прибыльность. Укажите также источники финансирования и план по привлечению инвесторов.

Заключение

В заключении следует подвести итоги и описать основные выводы, а также указать следующие шаги для успешного запуска бизнеса.

В зависимости от целей и особенностей вашего бизнеса, некоторые из этих разделов могут быть изменены или дополнены. Важно помнить, что бизнес-план должен быть четким и понятным, чтобы вы могли использовать его для достижения ваших целей.

Идея и факторы, которые могут повлиять на ее осуществление

Этот пункт мы выделили отдельно, так как инновационные бизнесы требуют особого внимания именно в этом пункте бизнес-плана. Этот пункт у вас может быть под номером "0". В этом пункте необходимо прописать, каков план Ваших действий, чего Вы хотите добиться, как Вы хотите реализовывать идею Вашего бизнеса, и что может Вам в этом помочь.

Например, Вы открываете маленький магазинчик для того, чтобы продавать в нем запчасти для автомобилей. В таком случае на первом этапе Вы должны включить в бизнес-план следующее: 

  • Идея: продажа запчастей для автомобилей. 
  • Реализация идеи: розничная продажа посредством использования магазина. 
  • Позитивные и негативные факторы: отсутствие подобного магазина в данном районе. 
  • Юридическое оформление: ИП или ООО. 
  • Стартовый капитал: 200 тысяч рублей. 
  • Срок окупаемости: 1 год. 
  • Особенности первоначального капитала: свой/заёмный. 
  • Теперь Вы должны написать об особенностях и качестве товара. 
  • В этом пункте Вам необходимо прописать, вид продаваемого товара, а также те особенности и качество товара, которые заставят потребителей отправится за покупкой к Вам, а не к Вашим конкурентам. 
  • Вернемся к маленькому магазинчику по продаже запчастей: 
  • Наличие конкурентов: есть/нет. 
  • Цены у конкурентов: выше/ниже. 
  • Качество продаваемого товара: Тайвань /Китай / Япония. 

Затраты и доходы

На этом этапе необходимо прописать с особой внимательностью, какая сумма будет потрачена на этапе открытия и становления бизнеса, какие темпы и объемы продаж продукции Вы ожидаете, и что Вы готовы предпринять для их стимулирования. На этом же этапе 20% нужно предусмотреть на непредвиденные расходы. 

Алгоритм действий

Это главный пункт, в котором Вы разработаете четкую пошаговую схему осуществления идеи. Например: 

  • Оформление документов ИП. 
  • Поиск помещения для аренды и заключение соответствующего договора. 
  • Составление соглашений и оформление договора с оптовым поставщиком запчастей. 
  • Набор сотрудников в штат. 
  • Разработка маркетинговой политики (реклама). 
  • Открытие магазина. 

Спросите совета у более опытных коллег в случае, если Вы пишете бизнес-план впервые. Не забывайте о том, что очень приятно для успешного человека, когда к нему кто-то обращается за советом.

Ещё почитать

Хотите проконсультироваться с одним из наших специалистов?

В следующие 24 часа наш менеджер свяжется с вами и договорится о времени

Нажав на кнопку, соглашаюсь на обработку персональных данных