Рынок

Рынок – это сфера общих интересов продавцов и покупателей, заинтересованных в продаже и покупке товаров или услуг по договорным ценам. В зависимости от контекста рынком может называться либо географическая или виртуальная локация, где осуществляется торговля, либо сегмент экономики, связанный с куплей-продажей.

Суть рынка

Рынок позволяет продавцу и покупателю торговаться. Оба этих субъекта в равной или разной степени участвуют в формировании цены, но ни один из них не может единолично ее регулировать. В этом и состоит главное отличие рыночной экономики от любой другой.

Признаки рынка

Характерные признаки рыночных отношений – свободно формирующиеся спрос и предложение, а также договорная цена. Роль продавца или покупателя в этих процессах может быть главной, но всегда приходится учитывать интересы друг друга.

Формы организации рынка

Популярными формами организованных рыночных отношений являются:

  • биржа — географическая или виртуальная локация, где осуществляется торговля собственностью или активами на конкурентных условиях;
  • аукцион — торги, где цена формируется благодаря конкуренции покупателей;
  • выставка — место для демонстрации товаров или услуг, часто способное выполнять роль торговой площадки;
  • ярмарка — периодическое мероприятие для организации и развития свободной торговли;
  • магазин, салон, предприятие общепита и т.п – торговые заведения, где цену называет продавец, а покупатели влияют на нее посредством увеличения или падения спроса.

Задачи рынка

  1. Рынок предоставляет продавцам возможность продажи своих товаров и услуг для получения дохода, а покупателям – те блага, в которых они нуждаются.
  2. Рынок создает для экономики стимулы к реагированию на увеличение спроса, препятствуя возникновению дефицита. Например, в последние годы наблюдается растущий спрос на литиевые батареи, что стимулирует частные компании в кратчайшие сроки строить новые литиевые рудники для удовлетворения растущего спроса.
  3. Рынок определяет процессы ценообразования и не нуждается ни в каком государственном или внешнем контроле для установления цен. Цены определяются рыночными силами и устанавливаются официальными или устными договоренностями субъектов. Это означает, что большинство предприятий могут работать без государственной бюрократии, которая часто неэффективна и подвержена коррупции. Предположим, что существует избыточное предложение товара, такого как сдаваемое в аренду жилье. Появление незанятых домов рано или поздно заставит рыночные цены упасть. Фирмы будут снижать стоимость аренды до тех пор, пока не сдадут имеющуюся у них жилплощадь.
  4. Если рынок функционирует должным образом, у покупателей всегда есть выбор, где покупать товары и услуги. Если одна фирма допустит рост издержек или предоставит некачественную продукцию, то она станет убыточной и обанкротится. Таким образом, в условиях рыночной экономики у компаний есть сильный стимул быть эффективными, сокращать расходы и предлагать потребителю лучшее.
  5. Рынок позволяет покупателям выбирать самый дешевый (или лучший) продукт. Новые предложения в условиях рыночной экономики возникают постоянно, предлагая потребителям выбор, о котором они прежде не знали.

Виды рынков

Существуют следующие классификации рынков:

  • по локации— местные, региональные, национальные и мировые;
  • по предметам торгов — товарные, финансовые и т.д.;
  • по субъектам— частные, кооперативные, государственные;
  • по отношению к законодательству — легальные и нелегальные (черные);
  • по степени насыщения услугами и товарами — равновесные, дефицитные, избыточные;
  • по уровню экономических свобод — свободные и регулируемые.

Типы рынков

  1. Физический рынок. Традиционный рынок – физическое место, где продавцы и покупатели могут установить свои прилавки или магазины.
  2. Глобальный рынок. Имеется в виду ситуация, когда на рынках представлены международные продавцы и покупатели. Т.е., собираясь купить автомобиль, вы можете приобрести иномарку из-за границы, а на валютном рынке есть возможность легко и быстро стать обладателем любых популярных в мире денежных единиц.
  3. Виртуальные рынки. Рынок все чаще переходит в режим онлайн, где покупатели могут посещать продавцов через Интернет. Это сделало рыночные отношения еще более глобальными.

Анализ рынка

Анализ рынка — это тщательный процесс сбора и обработки данных с целью выяснить, будет ли продукт или услуга удовлетворять потребности клиентов. Эффективный анализ рынка может помочь получить ценную информацию об изменениях в экономике, конкурентах, текущих рыночных тенденциях, демографии и особенностях расходов клиентов. Такой анализ является одним из жизненно важных компонентов, помогающих бизнесу получать всю необходимую информацию и принимать рациональные деловые решения.

Рынок труда

Рынок труда определяется как область, в которой работодатели конкурируют за рабочую силу, а наемные работники – за вакансии.

Работодатель ищет кандидатов на ту или иную должность внутри компании (внутренний рынок), а также конкурирует на местном, государственном, региональном или национальном географических рынках труда. Спрос на труд определяется востребованностью навыков работника.

Рынок России

Российская экономика является по большей части сырьевой. Российский экспорт на 54,3% состоит из топливно-энергетических товаров, на 10,4% – из металлов и низкотехнологичных изделий из них. Доля продукции химической промышленности составляет в экспорте 7,7%, продовольственных товаров и сырья – 7,3%.

49,2% импорта приходится на различные виды машин и оборудования, 18,3% – на высокотехнологичные продукты химпрома. Импорт продовольствия составляет 11,6%, продукции обувной и текстильной промышленности – 6,3%.

Фондовый рынок

То, что мы называем «фондовым рынком», представляет собой физическое или цифровое пространство, где люди покупают и продают ценные бумаги, например акции. Это похоже на огромный торговый центр, где покупаются и продаются финансовые активы.

Эти пространства — фондовые рынки — упрощают обменный процесс обеспечивают основу для снижения рисков.

Некоторые примеры фондовых рынков:

  1. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), часто называемая «Уолл-стрит». Этот один из самых известных фондовых рынков является крупнейшим в мире и включает в себя акции многих ведущих американских компаний.
  2. Биржа NASDAQ. Вторая по величине мировая фондовая биржа и крупнейший электронный рынок.
  3. Фондовая биржа Торонто (TSX). Крупнейший фондовый рынок Канады. Он включает в себя множество акций крупных канадских и мировых компаний.

Заключение

Выгоды и преимущества рынка были перечислены выше. Однако, основываясь на понимании сущности рынка, можно сделать вывод, что в ряде случаев его одного недостаточно для полноценного функционирования экономики, а также научно-технического и социального прогресса в обществе.

У рынка нет стимула к предоставлению товаров и услуг, оплата которых невозможна или затруднительна. Например, уличное освещение нецелесообразно для рынка из-за того, что трудно взимать за него плату. Другие важные общественные блага, не предоставляемые свободным рынком, включают в себя правовую систему, фундаментальные научные исследования, оборону, общественный порядок и даже защиту основы рыночных отношений –частной собственности.

Очевидно, что наибольшего процветания достигают страны, где найден оптимальный баланс между рыночными отношениями и государственным регулированием.

Ещё почитать

Хотите проконсультироваться с одним из наших специалистов?

В следующие 24 часа наш менеджер свяжется с вами и договорится о времени

Нажав на кнопку, соглашаюсь на обработку персональных данных