Долгое время считалось, что устойчивость - это врожденное качество, которым человек либо обладает, либо не обладает. Но затем исследования показали, что устойчивость людей может заметно колебаться на протяжении всей жизни. Таким образом, устойчивость следует понимать как динамическую или постепенную характеристику, а не как устойчивые во времени черты личности, такие как, например. Экстраверсия, добросовестность или уступчивость. В этом контексте исследователи продолжают задаваться вопросом, как обстоят дела с врожденной устойчивостью. Является ли утверждение о том, что устойчивость является врожденной, также заслуживающим пересмотра? В этой статье мы более подробно рассмотрим этот вопрос.
Что такое устойчивость?
Термин “устойчивость” впервые был использован в строительной науке, в которой он описывает гибкость тканей: ткань тогда называлась эластичной, когда она возвращалась в свое исходное состояние после изгиба, вмятин, натяжения и т. Д. В качестве примера приведу резину.
Это определение устойчивости в строительной науке наглядно отражает происхождение термина: “устойчивость” на латыни означает “отскакивать назад” или “отскакивать”.
Позже термин “устойчивость” был принят социальной психологией. Там он используется для описания людей, которые активно сталкиваются с трудными и травмирующими ситуациями, а также успешно справляются с ними.
Теперь термин “устойчивость” сегодня используется довольно инфляционно, и во многих журналах и руководствах создается впечатление, что устойчивость является иммунизирующим свойством против любой формы стресса.
Однако к резонирующему здесь оптимизму следует относиться с осторожностью. Потому что, согласно современным исследованиям, устойчивость - это не универсальная “невосприимчивость” ко всем стрессорам. Например, тот, кто храбро продолжает действовать и разрабатывает новые стратегии после внезапного увольнения, не обязательно должен хорошо справляться с серьезными заболеваниями или физическим насилием из-за этого. Следовательно, устойчивость следует понимать скорее как постепенную, динамичную и ограниченную во времени устойчивость или способность справляться с трудностями.
Роль окружающей среды: можно ли научиться устойчивости?
Среди прочего, исследователь Эмми Вернер дала “старт” исследованиям устойчивости, проведя продольное исследование, начатое в 1955 году на острове Кауаи на Гавайях. Ее исследование было направлено на изучение защитных факторов, то есть тех факторов, которые предотвращают психическое заболевание после стрессовых ситуаций.
Вернер сопровождал и обследовал 689 человек в течение 40 лет, чтобы сделать это. При этом ее особенно интересовали те люди, которые, несмотря на неблагоприятные социальные условия, в детстве превратились в способных, заботливых и уверенных в себе взрослых. А именно, согласно господствовавшему в то время представлению, это было “делом невозможного”. В нем говорилось: “Люди с плохими социальными условиями потерпят неудачу в жизни”.
Вернер не только разоблачила это мнение как ложное, но и смогла сделать вывод из своего исследования, что устойчивость не врожденная, а приобретаемая. В этом процессе одним из факторов, который играет важную роль в обучении устойчивости, является привязанность. Таким образом, в исследовании Вернера изученные дети установили прочные отношения, по крайней мере, с одним человеком, в основном вне семьи. С мнением о том, что социальные связи обеспечивают соответствующую защиту от психических заболеваний, сегодня согласны многие ученые.
Роль генетики: является ли устойчивость врожденной?
Итак, к настоящему времени ясно, что устойчивость не является врожденной. Не существует такого понятия, как “ген устойчивости”, который у человека либо есть, либо его нет. Вместо этого устойчивость приобретается на протяжении всей жизни, но особенно в детстве. Но это не значит, что генетический состав человека вообще не влияет на развитие устойчивости. Напротив, исследователи:сегодня мы знаем, что биология и биология, соответственно, являются врожденными. Генетика человека может способствовать или даже препятствовать устойчивости. Некоторые уточнения по этому поводу:
- Хорошо функционирующая ось HPA: насколько человек устойчив, можно увидеть, среди прочего, в его (физическом) ответе на стресс. Ось гипоталамо – гипофизарно – надпочечниковой коры, сокращенно ось HPA, играет центральную роль в реакции на стресс. Более устойчивые люди имеют хорошо функционирующую ось HPA. У них кортизол, основной гормон стресса, быстро активируется, а затем эффективно деактивируется. Напротив, при нарушенной работе оси HPA может происходить чрезмерная, неконтролируемая и устойчивая секреция кортизола, что в конечном итоге приводит к проблемам со здоровьем. Люди, которые проявляют себя обремененными этим, обычно менее устойчивы.
- Вариант генетического риска: определенные гены отвечают за регуляцию гормонов стресса в организме. Например, один из них называется FKBP5. Исследования показали, что люди с особым вариантом этого гена легче, чем другие, заболевают психическим заболеванием после травмирующего опыта. Вам трудно справляться со стрессом, потому что ваша гормональная система стресса постоянно нарушена. Однако это не означает, что все люди с этим вариантом гена обязательно заболеют психическим заболеванием. Это более вероятно по сравнению с другими только в том случае, если в детстве была дополнительно пережита травма.
Итак, является ли устойчивость врожденной или приобретенной?
Человек не приходит в мир и либо устойчив, либо неустойчив. Вместо этого устойчивость приобретается на протяжении всей жизни, и социальная среда играет центральную роль в этом процессе. Если будут установлены прочные отношения хотя бы с одним человеком, то это будет способствовать развитию устойчивости. Таким образом, вопрос о том, является ли устойчивость врожденной, можно отрицать.
Тем не менее, генетические или биологические факторы, соответственно, не являются незначительными с точки зрения приобретения устойчивости. Хотя нельзя говорить о “гене устойчивости”, который человек либо имеет, либо не имеет в своем генетическом составе. Однако генетические установки закладывают индивидуальные рамки, в рамках которых может развиваться устойчивость. Важными в этом контексте являются ось HPA и вариант генетического риска FKBP5.
Коучинг по устойчивости
Поскольку сегодня мы знаем, что устойчивость не врожденная, а обучаемая, сегодня возникает еще один вопрос: как можно научиться и укрепить устойчивость?
Устойчивость исследования все еще находятся в зачаточном состоянии. В ближайшие несколько лет предстоит выявить еще много неясностей, прежде чем можно будет разработать терапевтические подходы, специально направленные на преодоление травм. Тем не менее, уже сегодня существуют первые подходы к коучингу, разработанные учеными, которые стремятся повысить индивидуальную устойчивость и устойчивость целых рабочих групп в компаниях.
Например, исследователи из Университета Фрайбурга и Эрлангена-Нюрнберга запустили совместный проект под названием ”Устойчивость – управление возрастной устойчивостью”. Первоначальные результаты исследования показывают, что индивидуальную устойчивость можно повысить, обучая личным ресурсам, таким как внимательность, самоэффективность и позитивное мышление. Для сотрудников компаний всегда полезно найти баланс между работой. с фиксированными сроками занятий спортом, музыкой, свиданиями и т. Д. Лидеры также должны позаботиться о том, чтобы создать открытую культуру ошибок, в которой критика рассматривается конструктивно. Если вас интересуют другие практические советы по повышению вашей устойчивости, то мы рекомендуем вам продолжить чтение этой статьи.
Вопросы по теме: является ли устойчивость врожденной?
Являются ли умные люди устойчивыми?
Высокий интеллект (или высокие когнитивные способности) и устойчивость положительно коррелируют. (Источник: Национальная медицинская библиотека).
Какое отношение устойчивость имеет к стрессу?
Устойчивость - это качество, которое позволяет людям справляться с хроническим стрессом лучше, чем людям, которым не хватает устойчивости.
Что ослабляет нашу устойчивость?
Как и любая человеческая черта, устойчивость подобна мышце, у которой есть предел нагрузки. Устойчивость снижается перед лицом изменяющих жизнь невзгод, серьезных несчастий или необычно высокого уровня стресса. У людей, которых не поощряют к восстановлению после стресса, у которых отсутствуют терапевтические меры или которые избегают соответствующих тренерских решений, устойчивость со временем может снизиться.