Успех любой компании напрямую зависит от подхода её владельца к работе над реализацией проекта. В идеале каждый шаг должен быть продуман до мелочей. Так удастся избежать несогласованных действий и защитить себя от множества неприятностей. В этом деле оптимальным вариантом станет составление бизнес-плана. Он станет своеобразной инструкцией, упрощающей процесс реализации любого проекта и помогающей привлечь инвесторов.
Что такое бизнес-план?
Бизнес-планом называют документ, который является подробным описанием задуманного проекта. В нём указывается много различной информации, начиная с описания фирмы и заканчивая экономическими расчётами на несколько лет вперёд. Такой документ составляется с целью демонстрации проекта потенциальным инвесторам или какой-либо финансовой организации, способной выделить нужную сумму на реализацию всех идей.
В большинстве случаев бизнес-план составляется на несколько лет вперёд (3-10 лет). Однако, в последнее время, из-за нестабильной экономической ситуации, данное значение часто снижается до 1 года. Написанием бизнес-плана занимаются специально подготовленные люди. При этом новичку в бизнесе, который хочет сэкономить по максимуму, данную работу придётся выполнять самостоятельно.
Чек-лист бизнес-плана
Процесс написания бизнес-плана является сложным и многоэтапным. Чтобы не сбиться с правильного пути, нужно придерживаться определённого плана действий. При этом важно внимательно выполнять все действия и не пропускать ни одного раздела.
Резюме
Первым пунктом любого бизнес-плана является резюме. Оно составляется в самом конце и содержит в себе краткую информацию, указанную в документе. Очень часто инвесторы изучают именно резюме, так как это занимает немного времени и помогает быстро понять идеи автора. В связи с этим данному пункту бизнес-плана нужно уделять максимум внимания.
Указываемая информация:
- краткие сведения о бизнесе;
- описание основной идеи;
- особенности целевой аудитории;
- цели компании;
- ключевые бизнес-показатели;
- сроки окупаемости проекта.
Описание компании
Этот раздел бизнес-плана является вводным. В нём подробно описывается фирма, её деятельность и перечисляются причастные к проекту лица. Данный раздел даёт возможность потенциальным инвесторам понять, с кем они имеют дело. Эта часть документа очень важна, так как она позволяет оценить потенциал проекта, и его шанс окупить себя через определённое время.
Указываемая информация:
- дата создания фирмы;
- место регистрации;
- текущий юридический статус компании;
- имеющееся оснащение;
- имена и фамилии владельцев;
- вклад каждого руководителя в развитие компании;
- финансовые показатели фирмы;
- размер инвестиций, которые нужно вложить в проект.
Анализ рынка
Второй раздел бизнес-плана должен включать в себя данные, полученные в ходе проведения различных исследований рынка. Последние должны дать много важной информации, которая поможет компании занять достойное место среди конкурентов.
Указываемая информация:
- описание отрасли, к которой принадлежит компания;
- факторы, отказывающие влияние на развитие выбранного направления деятельности;
- товары, закупаемые у поставщиков, и предлагаемая покупателям продукция;
- список конкурентов;
- современные тенденции в отрасли;
- используемые в выбранном направлении маркетинговые стратегии.
Продукт и бизнес-модель
Эта часть бизнес-плана предусматривает добавление подробного описания предлагаемого товара или услуги. Также в данном разделе визуально формируется бизнес-модель, которая будет привлекательна для потенциальны инвесторов.
Указываемая информация:
- название товара или услуги;
- особенности продукции или предложения;
- выгоды для клиентов;
- путь от изготовления сырья до продажи товара;
- планируемая прибыль;
- задействованная в работе инфраструктура.
Производственный план
Данный раздел представляется автором бизнес-плана, как определённый алгоритм действий. В нём описываются сведения о возможностях компании и о мерах, необходимых для выхода продукции на рынок.
Указываемая информация:
- имеющееся оборудование;
- себестоимость товара/услуги;
- перечень поставщиков;
- реальные и планируемые объёмы производства;
- расходы на логистику;
- уровень квалификации сотрудников.
Организационное устройство компании
Этот раздел бизнес-плана подробно описывает все человеческие ресурсы компании. В нём упоминаются все, причастные к работе, лица, а также персонал, необходимый для расширения бизнеса.
Указываемая информация:
- структура компании;
- сферы ответственности персонала;
- состав руководителей;
- категории сотрудников;
- общие затраты на выплату зарплаты.
Маркетинг
Данный раздел бизнес-плана является одним из ключевых, так как в нём отражаются данные о проводимых и планируемых маркетинговых кампаниях. Кроме этого, устанавливаются конкретные задачи, которые способна решить служба маркетинга фирмы.
Указываемая информация:
- особенности целевой аудитории;
- преимущества товара/услуги по сравнению с конкурентами;
- особенности формирования цен;
- выбранная рекламная стратегия.
Стратегия продаж
Этот раздел бизнес-плана должен быть переполнен цифрами. В нём потенциальному инвестору предоставляют данные различных расчётов, проводимых с учётом текущей и планируемой ситуации в компании.
Указываемая информация:
- число клиентов;
- издержки компании;
- доход каждого составного элемента компании (например, каждого магазина);
- используемые методы продаж.
Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана особенно интересен потенциальным инвесторам. В нём отражена информация, помогающая оценить сроки окупаемости проекта и его прибыль в долгосрочной перспективе.
Указываемая информация:
- источники получения денег;
- расписание платежей;
- дополнительные затраты;
- ожидаемые объёмы продаж;
- различные экономические показатели.
Оценка рисков
Этот раздел бизнес-плана посвящён возможным негативным моментам, которые случаются в любом деле. Здесь указываются различные риски, снижающие прибыль и увеличивающие непредвиденные расходы.
Указываемая информация:
- внешние риски;
- внутренние риски.
Пример бизнес-плана для стартапа
Существует множество примеров составления бизнес-плана для стартапа. Все они уникальны, поэтому людям, которые всерьёз решили заняться данной работой, придётся изучить десятки таких документов. Всем остальным достаточно будет рассмотрения базового примера, на основе которого можно написать бизнес-план для любого проекта.
Пример бизнес-плана для стартапа:
- Описание компании. Фирма "FastFood" (здесь и дальше все названия, имена, адреса и прочая информация является вымышленной) была зарегистрирована 1 февраля 2023 года в Москве. Её офис находится по улице Солнечной 10, а 2 заведения, продающих уличную еду, располагаются по адресам Иванова 15 и Космическая 25. Владельцем компании является Иван Семёнов, который разработал идею проекта и занимался его реализацией. Фирма ориентирована на клиентов с небольшими финансовыми возможностями. Она нуждается в расширении, для которого требуется 1 млн. рублей инвестиций.
- Анализ рынка. Фирма занимается продажей простого и недорогого фастфуда. Её успех напрямую зависит от свежести используемых продуктов, профессионализма сотрудников и качества обслуживания. Все продукты компания закупает у фермеров, после чего перерабатывает их и использует для приготовления бургеров, хот-догов и прочей еды. Развивая бизнес, фирме придётся конкурировать с лидерами отрасли и амбициозными новичкам данного направления.
- Продукт и бизнес-модель. Фирма "FastFood" предлагает клиентам разные виды бургеров, хот-догов, мясных закусок и напитков. Все они изготавливаются из качественных продуктов, поэтому потребитель всегда получает вкусную и безопасную для здоровья еду. Продукты закупаются у фермеров по низким ценам, что даёт возможность максимально снизить стоимость каждой порции. В случае расширения компании, она будет приносить на 30% больше прибыли, чем сейчас.
- Производственный план. Для приготовления еды "FastFood" имеет в каждом заведении кухню, обставленную современной техникой. Все поступающие продукты хранятся в хорошо подготовленных для этих целей помещениях, что исключает их порчу. Компания сотрудничает с тремя поставщиками. На загрузку, доставку и погрузку продуктов тратится 15 часов и 100000 рублей. Такие затраты позволяют обеспечить продажу фастфуда в объёме 1000 порций в сутки. В случае расширения это число увеличится на 500 порций в день.
- Организационное устройство компании. Фирма "FastFood" состоит из генерального директора и 18 сотрудников (4 повара, 2 уборщицы, 4 кассира, 6 грузчиков, бухгалтер, маркетолог). Каждый сотрудник отвечает исключительно за свои обязанности и не занимается посторонней работой. В случае расширения бизнеса нужно будет нанять 35 человек и равномерно распределить их по новым заведениям "FastFood". Начальная заработная плата всех сотрудников составляет 450000 рублей в месяц. После расширения она станет 1,5 млн. рублей.
- Маркетинг. Целевой аудиторией компании являются занятые люди в возрасте 12-45 лет. Среди них около 50 процентов мужчин, 30% женщин и 20% детей. В среднем каждый покупатель тратит 300 рублей. Такая небольшая сумма стала возможной благодаря более низкой цене, чем у конкурентов. Она обусловлена наличием отлаженных связей с поставщиками, предлагающим продукты по сниженной стоимости. Для расширения клиентской базы планируется применение таких маркетинговых ходов, как реклама на телевидении, проведение акций для новых клиентов, ежедневные скидки покупателям в период с 14 до 16 часов (изначально наименее загруженное время).
- Стратегия продаж. "FastFood" ежедневно посещают 1000 человек. 55% из них приходится на первое заведение (по ул. Иванова 15), и 45% - на второе (по ул. Космическая 25). В среднем они приносят компании около 300000 рублей в день. При этом все суточные издержки составляют 200000 рублей, что позволяет получить 100000 рублей чистой прибыли. В случае расширения финансовые потери возрастут до 600000 руб., а общая прибыль - до 900000 рублей.
- Финансовый план. В случае расширения производства объёмы продаж "FastFood" увеличатся в 3 раза. Это будет происходить постепенно на протяжении 6 -8 месяцев. С учётом всех реальных и потенциальных издержек (оплата поставщикам, аренда помещений, коммунальные платежи, зарплата сотрудникам, утилизация отходов) первый месяц будет убыточным. Однако, уже со второго месяца будет наблюдаться положительная динамика.
- Оценка рисков. Потенциальное расширение деятельности "FastFood" связано с риском потери вложенных средств в случае резких негативных изменений в экономике страны. Также, из-за неблагоприятных погодных условий, существует вероятность возникновения проблем с выращиванием фермерами продуктов для нужд компании. В таком случае придётся искать более дорогие альтернативные варианты.
Ошибки при составлении бизнес-плана
Составление бизнес-плана - долгий и кропотливый процесс. Из-за этого в нём часто появляются различные ошибки, которые негативно сказываются на качестве проделанной работы и увеличивают риски потери потенциальных инвесторов.
Ключевые ошибки в бизнес-плане:
- много лишней и полностью бесполезной информации;
- пропуск данных при расчётах (например, не учтена часть расходов);
- неточные вычисления;
- отсутствие доказательств достоверности указанных фактов (например, ничем не подтверждённые обещания);
- пренебрежение потенциальными рисками;
- пробелы в знаниях действующих законов;
- недостаточно глубокий анализ отрасли;
- очень маленькие инвестиции;
- отсутствие данных о конкурентах;
- несоответствие указанных сроков реальным возможностям.
Бизнес-план является обязательным документом, который помогает убедить потенциальных инвесторов вкладывать деньги в проект. При его составлении следует строго придерживаться намеченного плана действий и стараться избегать даже минимальных ошибок. Такой подход даст возможность составить привлекательный, со всех точек зрения, документ, которому уделят внимание даже самые требовательные инвесторы.