Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время, на протяжении которого продукция остаётся на рынке и является востребованным у покупателей. Завершением данного периода станет остановка продаж из-за нерентабельности производства или вытеснения более совершенным аналогом. Само по себе понятие ЖЦТ применяют к отдельным товарам или к их группам. В обоих случаях его суть остаётся неизменной.

Содержание:

  • Основные этапы жизненного цикла товара
  • Разновидности жизненного цикла товара
  • Способы продления жизненного цикла товара
  • Управление жизненным циклом товара
  • Применение жизненного цикла товара
  • Выводы

Основные этапы жизненного цикла товара

Стандартный жизненный цикл товара состоит из 4 стадий. В более широкой его версии добавляются ещё 2 этапы. Второй вариант используется чаще всего, поэтому рассмотреть следует именно его.

Разработка

На начальной стадии жизни товара происходит его разработка. Производители изучают потребности покупателей, выбирают оптимальный набор характеристик и дизайн, ищут подходящую технологию производства. Параллельно проводится анализ ситуации на рынке и выполняются различные расчёты. Последние дают возможность оценить потенциальную выгоду и определить степень конкурентоспособности продукции.

Внедрение на рынок

Этот этап даёт производителю первую прибыль и знакомит потребителя с товаром. Процесс внедрения продукции на рынок является сложным. В этом случае нужно учитывать множество мелких нюансов, которые могут повлиять на количество продаж. На данном этапе число единиц товара ограничено. Поэтому важно равномерно распределить всю партию по регионам и странам. Так жители разных районов или населённых пунктов смогут "попробовать" продукцию и оценить её. Внедрение товара на рынок сопровождается мощной рекламной кампанией. Она показывает его в лучшем виде и доказывает клиентам необходимость совершения покупки.

Рост спроса

На данной стадии наблюдается постоянный рост спроса. Товар активно покупается, а производитель подсчитывает доход и увеличивает объёмы его производства. В этот момент в дело вступают конкуренты. Они начинают всеми доступными методами снижать популярность продукции. Чаще всего это делается за счёт привлечения внимания клиентов к своему товару. Зная об этом, производитель также активизирует маркетинговые шаги и вступает в борьбу за покупателей.

Зрелость

На этой стадии товар демонстрирует стабильность спроса. Его приобретают люди, которые остались довольны первой покупкой, а также новые клиенты, которые узнали от знакомых все преимущества продукции. На этапе зрелости товару не опасны конкуренты. При этом производителю нужно принимать меры по поддержанию его популярности. Делается это за счёт различных бонусов, акций и скидок.

Спад

Этот этап переводит стабильность в спад. Здесь популярность товара начинает падать, а постоянные покупатели переключатся на интересные новинки. Также падение спроса наблюдается из-за перенасыщения рынка. Результатом становится снятие с продажи нерентабельных моделей/видов и происходит полное переключение производителя на наиболее прибыльные изделия.

Уход с рынка

В конце ЖЦ товар становится никому не нужен. В этом случае останавливают его производство и обслуживание. Оставшиеся партии распродают по себестоимости или придерживают для коллекционеров. Второй вариант возможен только в том случае, если товар представляет какую-либо ценность (например, ретро-модели техники).

Разновидности жизненного цикла товара

Существует несколько разновидностей ЖЦТ. Они отличаются от стандартного варианта, поэтому требуют отдельного внимания. Чаще всего типы жизненного цикла товара показаны в виде кривых, которые наглядно демонстрируют их особенности.

Виды ЖЦТ:

  1. Кривая роста-спада. Эта разновидность ЖЦТ встречается часто. Она характерна для современных товаров, мода на которые быстро проходит. Ключевой особенностью данной модели является высокая скорость достижения пика продаж и стремительное снижение спроса спустя некоторое время. В качестве примера можно использовать любую новинку в мире электроники. В первые дни она популярна и её хотят приобрести все. Однако, уже через пару месяцев ей на смену приходит другая модель, и устаревшая техника становится никому не нужной.
  2. Кривая постоянного роста. Данный вид ЖЦТ стараются воплотить многие владельцы бизнеса. Для него характерен постоянный рост продаж на протяжении очень долгого времени. Такое достигается за счёт постоянной модернизации продукции и стараний маркетологов, которые не дают потребителю забыть о товаре. Самым ярким примером данного ЖЦТ является простой бургер. Гиганты фастфуда постоянно рекламируют его, разнообразят дополнительными ингредиентами, что позволяет поддерживать интерес широкой аудитории.
  3. Кривая новых подъёмов. Этот вид ЖЦТ также хотят видеть продавцы. Он интересен тем, что после стабильного роста продаж наступает период постоянства, а не спада. Спустя некоторое время товар снова становится популярным и количество реализуемых единиц быстро растёт. Такой цикл может повторяться бесконечное количество раз. Типичным представителем данного вида ЖЦТ является айфон. В момент выпуска новой модели он достигает пика продаж, после чего следует стабильно высокий уровень спроса. Далее телефон модернизируется и выходит его новая версия. Это запускает процесс повторного роста продаж.
  4. Кривая с повторным циклом. Эта разновидность характерна для сезонных товаров. Её особенностью является возобновление роста продаж после пережитого спада. В качестве примера можно использовать любой вид мороженого. В летнее время этот товар является одним из наиболее покупаемых. При этом зимой спрос а него становится минимальным. С наступлением тепла вновь происходит скачок популярности мороженого.
  5. Кривая провала. Это самый нежелательный вид ЖЦТ. В нём после небольшого роста продаж происходит спад, который может вовсе никогда не закончиться. Такое происходит в тех случаях, когда потребители остаются недовольными товаром или он просто устаревает. Например, сейчас практически невозможно найти в продаже видеомагнитофоны. В наше время они устарели, поэтому нового роста популярности точно не будет.

Способы продления жизненного цикла товара

Чтобы получить максимум выгоды от реализации товара, нужно постараться продлить его жизненный цикл. Сделать это можно несколькими эффективными способами, позволяющими поддерживать интерес потребителей к той или иной продукции. Все они имеют свои уникальные особенности, поэтому необходимо более подробно рассмотреть каждый из них.

Способы продления жизненного цикла товара:

  1. Улучшение свойств товара. Самым простым методом продления ЖЦТ является внесение каких-либо изменений в характеристики продукции. Чаще всего улучшают показатели за счёт внедрения современных технологий производства и применения уникальных материалов. Например, продлить ЖЦ любой модели бытовой техники можно путём замены рабочих элементов деталями из более прочного материала. В этом случае устройство станет более надёжным и долговечным.
  2. Изменение внешнего вида. Смена дизайна даёт возможность покупателям по-новому взглянуть на хорошо знакомый товар. Достаточно даже небольших изменений, которые создадут визуальный эффект новизны. Например, производитель шоколада может просто кардинально поменять дизайн упаковки.
  3. Расширение целевой аудитории. Этот изначально простой способ является достаточно эффективным. Он предусматривает внесение определённых изменений в описание продукта, которые сделают его подходящим для других категорий потребителей. Например, в назначении детского мыла достаточно дописать, что оно положительно влияет на кожу женщины. Это сделает данный продукт подходящим не только детям, но и их мамам, бабушкам, сёстрам.
  4. Переориентация. Данный способ продления ЖЦТ предусматривает смену цели, для достижения которой предназначается товар. Например, производитель полуфабрикатов для вегетарианцев укажет, что их продукция предназначена для людей, желающих позаботиться о своём здоровье. Результатом станет повышение спроса среди потребителей, ведущих здоровый образ жизни (например, спортсменов).
  5. Повышение доступности. Чтобы продлить ЖЦТ нужно сделать его максимально доступным. Для этого следует продавать его во всех популярных магазинах города, давать возможность покупателям выбирать подходящий способ оплаты, предлагать рассрочку (если товар дорогой) и многое другое.
  6. Снижение цены. Это самый простой, но не всегда выгодный, для продавца, способ знают все. Чтобы повысить спрос и сделать товар востребованным, достаточно поставить цену ниже, чем у конкурентов. При этом можно не делать никаких других изменений, но интерес к продукции всё равно значительно возрастёт.
  7. Проведение акций. Это ещё один простой способ продлить ЖЦТ. Используя его даже не обязательно делать покупателям какое-либо уникальное предложение. Достаточно просто написать, что купив данный товар клиента ждёт дополнительная выгода.
  8. Новые маркетинговых ходы. Сложный, но эффективный способ продлить ЖЦТ заключается в проведении рекламной кампании. Её целью должно стать напоминание потребителям о существовании того или иного товара.

Управление жизненным циклом товара

Проходя каждую стадию своего жизненного цикла, товаром и его продажами управляют представители производителя. Это происходит путём принятия различных мер, направленных на максимально долгое удержание продукции на том или ином этапе. На первых стадиях ЖЦТ специалисты учитывают мнения потребителей и вносят определённые корректировки (меняют неудачный дизайн, добавляют функции и прочее). Также они прикладывают максимум усилий для продвижения товара. В момент роста продаж производитель следит за качеством выпускаемого товара и придумывает способы его улучшения. Кроме этого, происходит расширение маркетинговых мер с целью охвата дополнительной аудитории. В конце ЖЦТ происходит снижение цены, необходимое для возврата затраченных на производства товара средств. Также постепенно снижаются объёмы выпускаемых партий и производство падает до нуля.

Применение жизненного цикла товара

Определение и изучение жизненного цикла товара дадут владельцу бизнеса много полезной информации. Её можно применять для получения определённый выгоды.

Варианты применения ЖЦТ:

  • составление прогнозов продаж новых товаров;
  • проведение анализа рынка;
  • планирование рекламных акций;
  • изучение подобной продукции конкурентов;
  • сравнение различных экономических показателей;
  • своевременное обновление ассортимента;
  • вычисление оптимального момента ввода на рынок новых товаров на замену старым.

Выводы

Жизненный цикл товара является часто используемым термином. Его активно применяют в бизнесе, где нужно правильно просчитать момент изъятия продукции из продажи и найти ей достойную замену. Весь такой цикл делится на несколько стандартных этапов, каждый из которых товар "проживает" по-своему. Уделив всем им достойное внимание и применив некоторые хитрости, можно существенно продлить ЖЦТ и получить максимум выгоды от реализации продукции.

Ещё почитать

Хотите проконсультироваться с одним из наших специалистов?

В следующие 24 часа наш менеджер свяжется с вами и договорится о времени

Нажав на кнопку, соглашаюсь на обработку персональных данных