С помощью этих пяти принципов бережливого производства становится ясно, что лежит в основе бережливого производства.
Будь то производство, менеджмент или администрация, постоянное совершенствование, основанное на философии бережливого производства и ее многочисленных принципах, давно всем известно. Их успех во всем мире начался с бережливого производства, которое впоследствии было адаптировано для других подразделений компании. Именно здесь бережливое управление, безусловно, является наиболее известным. В этом контексте также есть понятие „бережливого мышления“. Американские экономисты Джеймс П. Вомак, Дэниел Роос и Дэниел Т. Джонс спровоцировали этот бум своим исследованием „Машина, изменившая мир: история бережливого производства“ (1990). В нем они охарактеризовали производственную систему Toyota как „бережливое производство“. Прежде всего, авторы познакомили западный мир с методами, которые принесли Toyota впечатляющий успех.
По сути, бережливое производство направлено на постоянное совершенствование и сокращение времени выполнения заказов. Поскольку время выполнения заказов и производительность тесно взаимосвязаны, сокращение времени выполнения заказов приводит к повышению производительности. Здесь главное - уменьшить количество отходов, несбалансированность и перегрузку. Но как конкретно можно достичь целей бережливого производства? Вот пять принципов, на которые указывают Уомак и Джонс: добавленная стоимость для клиентов, поток создания ценности, поток, принцип тяги, или непрерывный процесс улучшения.
Определение ценности продукта с точки зрения клиента
Ориентация на клиента имеет решающее значение в бережливом производстве. Вот почему ценность продукта должна быть определена и зафиксирована с точки зрения клиента. Эта ценность зависит от качества, цены и, самое главное, от точности поставок. Здесь важна вся технологическая цепочка, поэтому в игру вступают и внутренние клиенты компании. Однако основное внимание следует уделять конечным потребителям. Только после определения стоимости становится очевидным, какие виды деятельности фактически создают добавленную стоимость: тогда можно оценить с точки зрения клиента, будет ли доставлен нужный продукт нужного качества, в нужное время и в нужной форме. Таким образом, можно также определить виды деятельности, которые необходимы или являются направляющими для клиента. В том же духе можно определить виды деятельности, которые с этой точки зрения являются излишними.
Анализ и построение диаграмм
Анализ и последующее улучшение потока создания стоимости также являются одними из важнейших принципов бережливого производства. Поток создания стоимости включает в себя все бизнес-процессы в компании, необходимые для производства и предложения продукта. Анализ потока создания стоимости, также известный как отображение потока создания стоимости (VSM), позволяет точно отобразить фактическое состояние этих процессов и, таким образом, визуализировать поток создания стоимости. Для этого необходимо наблюдать за отдельными этапами процесса, измерять их по времени и визуализировать с помощью блок-схемы. По сути, анализ потока создания добавленной стоимости всегда относится к группе продуктов, для которых существуют аналогичные этапы процесса. Вот почему перед анализом необходимо сначала определить подходящие группы продуктов. Для этого в специальной матрице записываются продукты и этапы производства, связанные с ними.
После формирования групп продуктов наступает очередь визуализации фактической ситуации в виде диаграммы потока создания стоимости. В нем используются базовые, материальные и информационные символы потоков. Построение такой диаграммы потока создания стоимости четко определено: в правом верхнем углу клиента находится отправная точка. В результате анализ идет вверх по потоку создания стоимости – от производства к поставщику. Полная диаграмма потока создания ценности может быть использована для определения того, какие места в потоке создания ценности рекомендуются для улучшения. Это может относиться, например, к таким аспектам, как время выполнения заказа или уровень запасов.
Схема создания добавленной стоимости
За созданием анализа потока создания стоимости следует проектирование потока создания стоимости. Его цель - установить новый целевой стандарт для рассматриваемых процессов. Первым шагом является определение того, каким должно быть улучшенное состояние технологических цепочек. Итак, прежде всего, речь идет о совместной разработке видения идеального состояния. В качестве инструмента используется диаграмма потока создания стоимости, показывающая целевой стандарт. Улучшение фактического состояния направлено на сокращение времени выполнения заказа, что дает следующие преимущества:
Сокращение сроков доставки для клиентов
Сокращение запасов, что приводит к сокращению количества связанных глав
Повышенная гибкость
Повышенная оперативность
Когда анализ потока создания ценности и проектирование потока создания ценности выполнены, базовая работа завершена. Теперь сотрудники работают над достижением желаемого стандарта в течение трех-шести месяцев с помощью процесса непрерывного совершенствования (KVP). Таким образом, постепенно исключаются виды деятельности, которые не способствуют созданию добавленной стоимости. Для этого у бережливого производства есть свой собственный термин: Muda. Всего существует 7 муда, то есть видов отходов. Наряду с Mura („неуравновешенность“) и Muri („перегрузка“), Muda входит в 3M. Из-за яркости концепции Muda Мура быстро исчезает из виду, несмотря на то, что является фактическим источником отходов.